Режиссёр – Гас Ван Сент, 1997

Сценаристы – Бен Аффлек и Мэтт Дэймон

Порой профессиональный успех идет врознь с твоими принципами, с твоим взглядом на жизнь. Герой Уилла, сирота из бедного района, он врет про своих 12 братьев, избегает знакомить девушку со своими друзьями и приглашать ее в свой дом – он делает всё, чтобы сохранить невидимый барьер, за которым скрывается ранимый ребенок, который забыл, как доверять новым людям. Все его друзья – трое парней из одного района, которых он знает с самого детства и чья жизнь мало чем отличается от его собственной.

У него нет семьи в привычном смысле этого слова – его родители умерли, а в приемных семьях его избивали. Его друзья и есть его семья, хотя единственное, что их объединяет, это неблагополучный район. И все-таки эти грубые, наглые ребята вызывают у Уилла куда большую симпатию и привязанность, чем образованные парни из частного университета, с которыми он мог бы говорить о великих писателях и американской истории.

Даже когда ему выпадает счастливый билет в виде учебы в престижном колледже у знаменитого математика и дальнейшего трудоустройства, он отталкивает эту возможность как раз из-за понимания, что такое будущее не будет ему в радость. Оно точно также будет тяготить его, висеть тяжким грузом, как и работа уборщиком или работа на стройке. 

Уилл умен и талантлив, но это не делает его счастливым. Хотя профессор твердит ему, что он выбьется в люди благодаря своему уму и его жизнь станет лучше. Счастливым его делает девушка, которую он также отталкивает, но уже из страха, что он недостаточно хорош для нее. В очередной раз на пути к счастью встает травма детства, неспособность поверить в то, что ты достоин любви, достоин лучшего будущего. В одной из сцен, Уилл бросает свою возлюбленную, объясняя это своей уверенностью в том, что однажды утром она проснется и пожалеет, что он рядом с ней.

Что если твой дар не становится твоей страстью? Он может в сжатые сроки перейти из низшего класса на верхушку среднего класса, начать хорошо зарабатывать, «завести влиятельные знакомства», и быть уверенным в завтрашнем дне, но Уилл не желает прожить свою жизнь таким образом. И его главная проблема в том, что он не знает, какую жизнь хочет прожить.

Уилл Хантинг еще не нашел свое место в жизни, но он отправился на поиски. Умный мальчик, он прочел так много книг, и считал, что знает все. Но он не жил. «Важно прожить жизнь, а не прочесть о ней». Финальная сцена фильма – четкий ответ автора – Уилл отправляется не только читать о жизни, но и проживать ее. Рисковать и совершать ошибки, искать свою страсть.