РЕЖИССЕР – РОЙ АНДЕРССОН, 2014 ГОД

«Что же он там делал?» – спрашивает учитель. «Отдыхал и размышлял» — отвечает девочка.

«Разве голуби размышляют?» – «У него не было денег». – «А что было потом?» – «Он вернулся домой».

Фильм, с замысловатым названием, вызывает споры с первого появления на публике. Не впечатлив Каннский фестиваль, его, при этом, удостоили главной наградой жюри Веницианского.

Рой Андерссон – специфичный режиссер, творчество которого многих удивит своим своеобразием. Он живой классик не только шведского, но и мирового кино. В 2000 году он начинает снимать трилогию фильмов экзистенциального характера. В каждом фильме он ставит разные акценты: в первом – жизнь, во втором – любовь, в третьем – смерть. За эту трилогию его подчас называют режиссером постапокалипсиса, в этих картинах нет изобилия зомби и робототехники, но есть объективная действительность, в которой очутились люди и цивилизация к XXI веку.

Его первый фильм — «Песни со второго этажа». В центре сюжета взаимоотношения человека с обществом, человек, попадающий в жерло абсолютного религиозного контроля, который его разрушает. В этом фильме апокалипсис показан через финансовый кризис, автор обращает особое внимание зрителя на обостренное чувство вины героев. В 2007 году выходит второй фильм – «Ты, живущий». Начиная цитатой из Гёте, основной посыл режиссера в этой картине – научись быть счастливым, благодаря любви, пока можешь жить. Третий фильм — «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии». Эта часть в чем-то соединяет все предыдущие линии, в чем-то их продолжает или завершает. Как минимум, это заключительная часть трилогии. В фильме рассматривается тема смерти во всех ее проявлениях.

Андерссон снимает медленно, качественно и предпочитает натуре студийную съемку в павильоне. Свой необычный стиль Рой Андерссон выработал, снимая рекламу (и став, по мнению Бергмана, лучшим в мире рекламщиком). Стиль можно описать примерно так: забавные персонажи в кадре, будто куклы, трагичные и комедийные скетчи, вместо линейной сюжетной линии, общий план, статичная камера, минимум натурных съемок в пользу детально выполненных павильонов, четко выверенная композиция, ограниченная перспектива, которая упирается в тупик.

Также в фильме не раз используются повторы, отчего создается еще больший эффект абсурдности происходящего. Режиссер не скрывает своего интереса к театру абсурда, он вдохновляется Беккетом — одним из основоположников театра абсурда. Помимо него Андрессон черпает вдохновение в картинах Питера Брейгеля Старшего, к одной из картин которого, «Охотники на снегу», и отсылает название фильма. Смотря на скетчи напротив кафе, невольно вспоминаешь жанровую живопись Эдварда Хоппера.

Фильм – фантасмагория, начинается с встречи со смертью, а завершается очередной неудачей парочки коммивояжеров. Вместе с этой парочкой, за 39 эпизодов внутри фильма, мы видели нищету, расцвет буржуазного общества, танцы, болезни, пабы, магазины, и даже Карла XII по дороге на Полтаву. И из всего этого многообразия складывается особый фильм, интересного режиссера и не менее достойного внимания, Роя Андерссона.